Сотрудничество России и стран АТР PDF Печать E-mail
Мероприятия 2013 года - Владивосток 2013
05.07.2013 00:00

Сотрудничество России и стран АТР в научно-технической и инновационной сферах
в 2012 и 2013 годах

У России огромный потенциал сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона /АТР/, особенно с учетом программы ускоренного развития Дальнего Востока, Забайкалья и Восточной Сибири.

Новые возможности расширения сотрудничества во многом связаны с правительственной программой ускоренного развития Дальнего Востока, Забайкалья и Восточной Сибири. В течение 5 лет - до 2018 года - планируется привлечь в регион инвестиции в объеме 300 млрд долларов из бюджетных, заёмных и частных источников. Эти средства направляются на создание высокотехнологичных кластеров, современной транспортной инфраструктуры, модернизацию энергетического сектора, развитие сферы здравоохранения, образования, культуры, улучшение условий жизни населения.

Предпосылками интеграционных процессов в АТР являются: близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости стран, географическая близость стран, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связь, общность экономических и иных проблем.

Российская Федерация обеспечивает свои интересы в АТР на основе участия в качестве полноправного члена в таких региональных организациях, как Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, 1998 г.), Совет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС, 1991 г.), Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна (ТЭС, 1995 г.), а также на основе участия в качестве партнера по диалогу в Форуме региональной безопасности АСЕАН (АРФ). Россия имеет статус «нерегионального члена» в Экономической и социальной комиссии ООН для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).

Российская Федерация является неотъемлемой частью Азиатско-Тихоокеанского региона. Жизненное значение для Российской Федерации имеет использование азиатско-тихоокеанских капиталов, рынков и интеграционного потенциала в интересах подъема российской экономики, в первую очередь дальневосточной.

Для развития внешнеторговых отношений Дальнего Востока изначально существовало несколько предпосылок, основными из которых являются географическое положение региона и обилие природных ресурсов. Отдаленность Дальнего Востока от основных, наиболее обжитых районов страны ограничивает возможности торгового сотрудничества с ними. При транспортировке продукции на дальние расстояния она становится нерентабельной и не выдерживает конкуренции с аналогичными более дешевыми товарами. Тем не менее, стоит отметить, что долгие годы при плановой экономике торговые связи региона были направлены на западные районы страны. Издержки, возникавшие при реализации продукции, покрывались государством.

В свою очередь, в Азиатско-Тихоокеанском регионе проживает значительная часть населения планеты (так, например, в одном только Китае население по численности превосходит российское почти в 10 раз), и его ресурсный потенциал практически исчерпан. В то же время в странах АТР производятся товары, необходимые Дальнему Востоку и которые невыгодно привозить из западных районов страны. В связи с этим создаются реальные возможности расширения внешнеторговых связей между Дальним Востоком и АТР. Немаловажное значение для развития внешней торговли Дальнего Востока имеет возможность доставки груза морем, что сокращает расходы и время на транспортировку. Особенностью Тихоокеанского побережья России является его большая протяженность, что создает возможность строительства крупных морских портов. Южная часть береговой линии направлена на Японию, Австралию, страны Юго-Восточной Азии, северная - на США и Канаду.

Одной из основных целей внешнеторговой политики становится интеграция российской экономики в АТР, главная роль в достижении которой отводится Дальнему Востоку. Огромный по площади, богатый по ресурсам Дальневосточный регион является естественным выходом России в АТР, но в то же время он остается одним из наименее развитых регионов России. Без улучшения его экономического положения достижение поставленных целей невозможно. Исторически сложилось так, что развитие дальневосточной экономики происходило под влиянием преимущественно внешнеполитических факторов, нежели экономических.


Дальневосточный регион проводит мероприятия по модернизации своей экономики. Основной составляющей изменений является идея создания прочной базы экспортоориентированных производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Учитывая состояние российской экономики в целом, государство в настоящее время не может выделить средства, достаточные для реализации поставленной задачи. В связи с этим, очень перспективным видится участие России в Азиатско-Tихоокеанском Сообществе, некоторые страны которого обладают значительными возможностями для направления инвестиций в экономику других стран, и в том числе России.

Перспективы экономического роста российского Дальнего Востока сопряжены как с упрочением его роли в российской экономике, так и с более интенсивным включением в интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с осуществлением ряда масштабных проектов развития транспортной инфраструктуры региона. Наиболее масштабным является проект межконтинентального моста между Северо-Восточной Азией и Европой через территорию России. Исходным и ключевым моментом этого проекта должно стать воссоединение Транскорейской железной дороги и ее состыковка с Транссибом.


Большое значение для формирования инновационной экономики играет качество развития человеческого потенциала. В настоящее время мировой центр экономической активности смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион  (АТР). Население стран АТР в совокупности составляет 40% мирового населения, или 2,7 млрд. человек.

Между тем темпы гуманитарного сотрудничества России со странами АТР отстают от темпов развития экономического сотрудничества.


Развитие научно-технического, гуманитарного, научно-образовательного и культурного взаимодействия имеет большое значение для России и всего региона в целом. Как отметил Президент России В.В. Путин, «мы должны в полной мере использовать соседство с такими крупными, развивающимися регионами мира и с крупными странами, которыми являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, использовать как для подъема самих дальневосточных территорий, так и для России в целом, внести свой весомый вклад в развитие интеграционных процессов на всем азиатско-тихоокеанском пространстве».

В связи с этим, назрела необходимость интенсификации интеграционных процессов в сфере науки, образования и молодежной политики в АТР.


Научно-техническое сотрудничество. На протяжении многих лет успешно развивается сотрудничество между Россией и странами АТР в области науки и техники. Приоритетными направлениями здесь являются: создание энергоэффективной экономики, информационные технологии, ядерные технологии, космос, медицинское оборудование и диагностика, а также биотехнологии и генная инженерия.

Примером могут служить российско-китайские отношения. Так, в 1992 г. было подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве между нашими странами и межправительственный Протокол о принципах охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность. В 2010 г. между Федеральным агентством по науке и инновациям России и Министерством науки и техники КНР был подписан Меморандум о сотрудничестве в области реализации совместных проектов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.

Российско-китайское сотрудничество охватывает все большее количество производственных, инфраструктурных отраслей и научно-технических направлений. Однако, несмотря на то, что существующее сотрудничество между Россией и КНР в научно-технической сфере развивается динамично, имеется значительный нереализованный потенциал роста.


Сотрудничество в сфере образования. Вопросы профессиональной подготовки и воспитания творческой личности в XXI веке обсуждались в рамках прошедшей в мае 2012 года встречи министров образования экономик-участниц АТЭС. Министры торговли АТЭС в 2012 году также признали важность приграничных образовательных обменов студентами, профессорско-преподавательскими кадрами. При этом региональная кооперация должна быть направлена на сохранение многообразия, улучшение качества образования и расширение образовательных возможностей .

Вопросы развития ведущих университетов нашей страны, а также международного сотрудничества в сфере образования обсуждались на Международной научно-практической конференции «Формирование образовательного пространства АТЭС», прошедшей в рамках форума АТЭС во Владивостоке 9-10 июля 2012 года.

Одним из ключевых аспектов интеграции российского образования в образовательное пространство АТР является создание университетской сети в АТР, которая поможет подготовить высококвалифицированных специалистов, будет способствовать доступу к достижениям ведущих вузов региона, мобильности студентов, преподавателей и научных сотрудников, разработке совместных программ и курсов, созданию центров коллективного пользования.

Увеличение потока взаимообмена студентами, профессорско-преподавательским составом, снятие различных барьеров на этом направлении приведет к снижению себестоимости и улучшению образования в регионе, будет способствовать развитию культурного и языкового диалога между народами.

Важным для обучения профессиональным навыкам, востребованных временем, представляется более широкое использование информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ). На сегодня они являются одним из самых действенных инструментов социальных и экономических преобразований и, несомненно, будут способствовать инновационному росту стран АТР.

Россия предлагает усилить развитие общих образовательных механизмов взаимодействия между странами АТР с целью создания общего Азиатско-Тихоокеанского пространства для сотрудничества в сфере образования и науки.

Сегодня уже активно разрабатываются и реализуются программы образовательного и научно-технического сотрудничества между Россией и странами АТР. Среди них - различные совместные проекты, которыми предусмотрено выделение учебных стипендий и обмен студентами и преподавателями, а также соглашения между правительствами, образовательными и научными учреждениями.

Примером может служить деятельность Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), который является членом Ассоциации университетов Азиатско-Тихоокеанского региона. Это единственный российский вуз, имеющий аккредитованный японским Правительством филиал на территории Японии.


Особое значение приобретает работа с молодежью и привлечение молодых соотечественников на учебу в Россию. В 2012–2013 учебном году на обучение в российских вузах за счет средств федерального бюджета по линии Федерального агентства для граждан и соотечественников в странах АТР выделено 114 мест. Из них – 65 на обучение по программам вузовской и послевузовской подготовки и 49 – на стажировки и повышение квалификации. В настоящее время на обучение в российские вузы приняты 75 человек: 20 - из Вьетнама, 10 - из Индонезии, 1 - из Китая, 11 - из Мексики, 22 - из Монголии, 1 - из США и 10 - из Японии .

Вместе с тем, работа по продвижению российских образовательных услуг требует более масштабного, системного и скоординированного подхода. Следовало бы существенно увеличить количество проживающих за рубежом иностранных граждан, принимаемых на обучение за счет ассигнований федерального бюджета . Целесообразно увеличение квоты для приема на обучение соотечественников, проживающих за рубежом.

Межрегиональное молодежное сотрудничество. Важным проектом Россотрудничества является Программа краткосрочных ознакомительных поездок в Россию молодых представителей политических, общественных, деловых и научных кругов иностранных государств. Программа нацелена на расширение круга конструктивно настроенных по отношению к нашей стране активных молодых граждан иностранных государств, привлечение их к участию в укреплении партнерских отношений между Российской Федерацией и государствами, которые они представляют.

Применительно к региону АТР в 2012 году были организованы поездки 35 молодых политиков и общественных деятелей из США, 20 молодых общественных деятелей из КНР, 15 молодых политиков и общественных деятелей из Японии.

В ближайшем будущем Агентством планируется существенно расширить количественные и географические параметры Программы, в том числе в отношении стран АТР, с 2014 г. общая квота иностранных гостей составит 1 тыс. человек. С учетом ожидаемого эффекта от этих поездок было бы целесообразно увеличить численность их участников.

Кроме того, с целью укрепления молодежного международного движения целесообразно рассмотреть вопрос о возможности проведения в ближайшие годы в России международного фестиваля молодежи и студентов.

Сотрудничество в сфере туризма. Налаживанию межкультурного диалога между Россией и странами АТР способствует развитие туризма.

Россия занимает прочные позиции в многосторонних региональных и трансрегиональных объединениях – БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, Региональном форуме АСЕАН по безопасности (АРФ), Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Диалоге по сотрудничеству в Азии, в формате «тройки» Россия-Индия-Китай. Свидетельством того, что Россия уделяет особое внимание азиатскому вектору своей внешней политики, служит российское подключение к деятельности механизма Восточноазиатских саммитов (ВАС) и диалоговому форуму «Азия-Европа».

Механизм Восточноазиатских саммитов служит естественным форумом для выработки целостной концепции инклюзивной безопасности для Восточной Азии. Как показали итоги балийского саммита ВАС 19 ноября 2011 года, диалог лидеров может способствовать повышению результативности и скоординированности многосторонних усилий стран региона. Общим интересам отвечало бы развитие с участием ВАС таких организаций и форумов как АСЕАН, ШОС, АТЭС, АРФ, СВМДА, «СМОА плюс» , создание в АТР системы взаимодополняющих многосторонних партнерств. В ВАС должны быть весомо представлены, прежде всего, вопросы региональной безопасности. В его повестку необходимо включать стратегические проблемы взаимодействия в Восточной Азии.

Возрастающее влияние на процессы обеспечения безопасности в регионе оказывает Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). На сегодняшний день ШОС уже воспринимается как реальная политическая единица и серьезная структура не только азиатскими партнерами, но и западными. Особенностью ШОС является то, что эта организация не является ни военным блоком (как, например, НАТО), ни открытым регулярным совещанием по безопасности и занимает как бы промежуточную позицию. Это позволяет ШОС действовать гибко, в широком политическом и военно-тактическом диапазоне, не нарушая международных правил и положений ООН. Позитивной чертой ШОС, отличающей ее от некоторых других международных организаций, является отсутствие ориентации на конфронтационное взаимодействие.

Исключительно важным является продолжение диалогового партнерства с АСЕАН (АРФ) – основным институтом, объединяющим наибольшее число государств Азиатско-Тихоокеанского региона для консультаций в области безопасности. Кроме того, в деятельности форума участвуют государства, которые не входят в АТР, но оказывают влияние на систему международных отношений в области безопасности.

В мировом сообществе с каждым годом усиливается понимание того, что глобализация вызовов и угроз безопасности и устойчивому развитию требует действительно коллективного ответа, который не исчерпывается применением военной силы или сдерживанием посредством устрашения.

В целом, сегодня система безопасности в АТР формируется на трех уровнях. К первому уровню относятся организации, функционирующие в масштабе всего региона. Например, региональный форум стран АСЕАН по безопасности. В форуме принимают участие большинство стран региона. Можно сказать, что сегодня данная структура является важным гарантом безопасности в регионе. К этому уровню можно также отнести и Шанхайскую организацию сотрудничества.

Второй уровень безопасности составляют союзы субрегионального масштаба. Например, военно-политический блок АНЗЮС. В уставных документах таких организаций уже более конкретно оговорены условия участия государств-членов в совместных действиях по отражению каких-либо угроз их национальной безопасности.

К третьему уровню относятся двусторонние соглашения о сотрудничестве в области безопасности. Например, Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между Японией и США, впервые заключенный еще 19 января 1960 года.

Россия заинтересована в углублении сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским парламентским форумом (АТПФ), с парламентами государств-участников этой авторитетной международной площадки. Не случайно  XXI сессия АТПФ прошла в январе 2013 года во Владивостоке. Это также способствовало превращению Владивостока в центр политических, гуманитарных, финансово-экономических контактов между Россией и государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Возникновение такого центра, расположенного в самой северной зоне АТР, отвечает интересам АТР в целом.